Приказ Министерства Транспорта РФ № 467
С 1 марта 2019 года вступил в силу Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152».
Приказ посвящен оформлению путевых листов и в нем довольно-таки много новшеств, но мы хотим обратить внимание на два из них, которые коснутся многих компаний, эксплуатирующих автотранспорт.
- Срок путевого листа. Раньше путевые листы можно было оформлять на срок от одного дня до месяца. В период действия многодневного путевого листа водитель мог ездить в разные рейсы и смены. Для этого необходимо, чтобы были проставлены все необходимые отметки и указаны пункты следования.
С 1 марта путевые листы нужно оформлять строго для одного рейса или одной смены, если на нее приходится несколько рейсов. - Отметка врача. Также в Приказе уточнили, как заверить сведения о медосмотре. Раньше приказ № 152 предусматривал, что медработник заверяет запись о медосмотре своим штампом, ставит подпись и Ф. И. О. В новом приказе Минтранс удалил упоминание про штамп и разрешил ставить инициалы врача. Но проблема в том, что ссылка на штамп осталась в другом нормативном акте — пункте 16 Порядка проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н). Здесь сказано, что по результатам медосмотра врач ставит на путевых листах подпись и штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
В Минтрансе пояснили, что в путевом листе не нужен личный штамп врача, так как закон не предусматривает, что у медицинского работника должен быть такой штамп (но если он есть, то ставить его можно). А вот другой штамп «прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» обязателен. Поэтому если не ставите такую отметку в путевых листах, то изготовьте штамп.
+
Обратите внимание, что врач должен поставить дату и время осмотра до того, как водитель начнет перевозку. Если время осмотра позже, чем время начала рейса, либо в путевом вообще нет отметок о медосмотре, то автоинспекция оштрафует водителя на 5 тыс. руб., компанию на 30 тыс. руб. по части 2 статьи 12.31.1 КоАП. Судьи оставляют в силе штрафы (решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.04.2018 по делу № А62-10652/2017, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу № А63-12344/2018).
Причем безопаснее, чтобы медработник сам осматривал водителя и ставил «живую» подпись на путевом листе. На практике некоторые компании заключают с медицинскими организациями договор о проведении медосмотров дистанционно. Водитель сам измеряет давление, пульс, алкоголь в крови с помощью специального терминала, медработник анализирует показатели и высылает путевой лист с электронной подписью. Инспекторы ГИБДД считают, что такие путевые составлены с нарушением и также штрафуют водителя на 5000 руб., компанию — на 30 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП). Отменить штрафы удается только в суде (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 N 15АП-12799/2018 по делу N А53-12338/2018).
Сейчас чиновники разрабатывают проект, который позволит проводить дистанционные медосмотры. Поправки планируют утвердить к декабрю 2019 года. Тогда проверяющие перестанут штрафовать за дистанционный осмотр и электронные подписи в путевом листе.