За безопасность
дорожного движения!

Приказ Министерства Транспорта РФ № 467

С 1 марта 2019 года вступил в силу Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152».

Приказ посвящен оформлению путевых листов и в нем довольно-таки много новшеств, но мы хотим обратить внимание на два из них, которые коснутся многих компаний, эксплуатирующих автотранспорт.

  1. Срок путевого листа. Раньше путевые листы можно было оформлять на срок от одного дня до месяца. В период действия многодневного путевого листа водитель мог ездить в разные рейсы и смены. Для этого необходимо, чтобы были проставлены все необходимые отметки и указаны пункты следования.
     С 1 марта путевые листы нужно оформлять строго для одного рейса или одной смены, если на нее приходится несколько рейсов.
  2. Отметка врача. Также в Приказе уточнили, как заверить сведения о медосмотре. Раньше приказ № 152 предусматривал, что медработник заверяет запись о медосмотре своим штампом, ставит подпись и Ф. И. О. В новом приказе Минтранс удалил упоминание про штамп и разрешил ставить инициалы врача. Но проблема в том, что ссылка на штамп осталась в другом нормативном акте — пункте 16 Порядка проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н). Здесь сказано, что по результатам медосмотра врач ставит на путевых листах подпись и штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

В Минтрансе пояснили, что в путевом листе не нужен личный штамп врача, так как закон не предусматривает, что у медицинского работника должен быть такой штамп (но если он есть, то ставить его можно). А вот другой штамп «прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» обязателен. Поэтому если не ставите такую отметку в путевых листах, то изготовьте штамп.


+
Обратите внимание, что врач должен поставить дату и время осмотра до того, как водитель начнет перевозку. Если время осмотра позже, чем время начала рейса, либо в путевом вообще нет отметок о медосмотре, то автоинспекция оштрафует водителя на 5 тыс. руб., компанию на 30 тыс. руб. по части 2 статьи 12.31.1 КоАП. Судьи оставляют в силе штрафы (решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.04.2018 по делу № А62-10652/2017, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу № А63-12344/2018).

Причем безопаснее, чтобы медработник сам осматривал водителя и ставил «живую» подпись на путевом листе. На практике некоторые компании заключают с медицинскими организациями договор о проведении медосмотров дистанционно. Водитель сам измеряет давление, пульс, алкоголь в крови с помощью специального терминала, медработник анализирует показатели и высылает путевой лист с электронной подписью. Инспекторы ГИБДД считают, что такие путевые составлены с нарушением и также штрафуют водителя на 5000 руб., компанию — на 30 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП). Отменить штрафы удается только в суде (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 N 15АП-12799/2018 по делу N А53-12338/2018).

Сейчас чиновники разрабатывают проект, который позволит проводить дистанционные медосмотры. Поправки планируют утвердить к декабрю 2019 года. Тогда проверяющие перестанут штрафовать за дистанционный осмотр и электронные подписи в путевом листе.